Главная Карта сайта Обратная связь RSS
Добавить в закладки
На главную - Российский Союз Ветеранов Афганистана в Крыму

О НАС
ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС
ЭТО НАДО ЗНАТЬ!
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
КАЛЕНДАРЬ
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
ПРАЗДНИКИ
ВЫЖИВИ И ПОМОГИ

Исколесить Афган без потерь...


Исколесить Афган без потерь...Заместитель командира автобата майор Медведев Александр Григорьевич доставлял военные и гражданские грузы от границы с СССР по всему Афганистану с июня 1987 года по 7 февраля 1989 год, и, кстати, в его подразделении никто из бойцов не погиб.

Близится дата 30-летия вывода войск СССР из Афганистана. Юнкоры Эколого-биологического центра Евпатории стараются взять как можно больше интервью у ветеранов и успеть опубликовать как можно больше свидетельств очевидцев далеких событий. В последнее воскресенье ноября 2018 года юным корреспондентам довелось побеседовать с подполковником Медведевым – он находился на территории Афганистана почти до официального вывода войск, до седьмого февраля 1989 года.

Александр Григорьевич называет себя «москвач» — он родом из Подмосковья, из г. Егорьевска. Сын участника Великой Отечественной войны Григория Константиновича Медведева, Александр еще в школьные годы решил стать военным. Ему приходилось слышать «о войне», когда его отец встречался со своими братьями и родственниками. Между прочим, грамотный, образованный Григорий Константинович вернулся из Германии домой только в 1948 году. Совершенно не повлияло на работу в побежденной фашистской Германии то обстоятельство, что Григорий Константинович в 1944 году попал в плен к гитлеровцам – никто его изменником или предателем не считал, и он трудился в комиссии по репарациям. Это значит, что приходилось оценивать имущество, которое могло возместить ущерб от действий фашистских оккупантов (к сожалению, лишь материальный) в городах и селах Советского Союза... На двух консервных заводах города Одессы, например, до восьмидесятых годов двадцатого века можно было обнаружить оборудование сороковых годов из Германии. Может быть, и какой-то трамвай «тот» в Евпатории был «из репараций».

Чтобы приблизиться к своей мальчишеской мечте - стать летчиком, Александр занимался спортом, легкой атлетикой, штангой. Вокруг были грибные места – он любил «тихую охоту».

В 1967 году, после окончания десятилетки, «москвач» Медведев поехал поступать в летное училище в Сызрань, но не прошел по конкурсу. Направление от военкомата не помогло. Парню пришлось вернуться, но рядовым служить не пошел – военком предоставил второй шанс настойчивому призывнику.

В 1968 году Александр Григорьевич стал курсантом общевойскового училища в г. Баку, из Подмосковья уехал в Азербайджан. Прошло много времени, но подполковник Медведев поддерживает отношения с однокурсниками. Учились все вместе: русские, грузины, азербайджанцы… а «москвачей» было почти пятьдесят процентов в год поступления Александра Григорьевича.

Если б надо было одной фразой охарактеризовать обстановку в конце 60-х в Баку, то наш собеседник бы ограничился словами: «Поражала доброта людей». А вот климат Азербайджана курсанту не понравился, летом все «обожженное».  Знал бы Александр Григорьевич, в каких «обожженных» местах ему доведется служить!

В 1972 году он получил не только погоны лейтенанта, но и «гражданскую» специальность - инженер по эксплуатации автотранспорта и тракторов, и сам выбрал место дальнейшего прохождения службы – Приморский край, Дальний Восток. Сначала была часть, расположенная в поселке городского типа Шкотово, потом местом службы стал г. Советская Гавань. С берегов Каспийского – на берег Японского моря. Здесь лейтенант Медведев нашел семейное счастье и узнал все о рыбных ресурсах Тихого океана.

В начале восьмидесятых годов армейская судьба перенесла офицера Медведева с семьей в Крым, воинская часть находилась в поселке Советское, рядом с озером Сиваш. И служил Александр Григорьевич до 1987 года. Слушал тех, кто уже побывал и вернулся из Афганистана. И военная доля не обошла стороной – летом 1987 года майор Медведев принял должность заместителя командира автобата на базе Баграм недалеко от столицы Афганистана г. Кабула. Через дорогу от расквартированного автомобильного батальона  размещались десантники. Им и всем другим подразделениям советских войск требовалось очень много грузов. Медведев в колонне грузовиков совершал рейс за рейсом – через весь Афганистан в Хайратон. Дорога занимала два дня. От границы с Родиной (ее было прекрасно видно на противоположном берегу реки Амударьи) боеприпасы и другие грузы перевозили в Кабул и другие города. 

Исколесить Афган без потерь... Исколесить Афган без потерь...  Исколесить Афган без потерь... 

В первый год пребывания в Афганистане Александру Григорьевичу досталось очень ответственное поручение. Примерно раз в год караван грузовиков отвозил в Файзабад - город на северо-востоке Афганистана - множество вещей, от спичек и солярки до боеприпасов. Это был самый опасный маршрут по горам. Предыдущий караван во время прохождения маршрута был обстрелян и среди бойцов автобата были раненые и погибшие. Ответственность за новый караван (колонну машин и людей) возложили в 1987 году на офицера Медведева. Опасный путь прошли без происшествий. Александра Григорьевича наградили орденом «За службу Родине» III степени. Это говорит о сложности задачи, с которой справился офицер. И в дальнейшем все его сослуживцы возвращались из самого дальнего рейса живыми и невредимыми, что говорит о дисциплине в подразделении, ведь, зачастую водители подрывались на минах из-за минимального отклонения в сторону на маршруте.

В основном дорога грузовиков шла на Хайратон. Большой контраст был виден между государствами даже из кабины грузовика, барханы пустыни на афганской стороне и зелень рукотворных оазисов – на советской. Только водители автомашин так часто во время службы могли хоть «одним глазком» взглянуть на мирную жизнь в родной стране. Но опасность подстерегала водителей даже на самых проверенных участках, несмотря на блокпосты вдоль дороги.

Уже опытным «афганцем» на, казалось бы, знакомой дороге пришлось принять бой Александру Медведеву. В колонне шло несколько подразделений, огонь на себя приняли первые машины. Несмотря на то, что водители завешивали боковые стекла кабины  бронежилетами, крупнокалиберный пулемет пробивал эту защиту насквозь. Два грузовика «ушли» в кювет, бойцы в них погибли. КамАЗы Александра Григорьевича шли позже, и  когда из-за обстрела караван остановился, нужно было срочно принимать решение, ведь в горах быстро темнеет. Ждать помощи было опасно потому, что неподвижные автомобили – прекрасная цель для противника. И Александру Медведеву пришлось взять  командование на себя. К тому же в колонне шли две зенитные установки (прим. - эти «спаренные» стволы «шайтан-машины» можно хорошо рассмотреть на мемориале Красная Горка в Евпатории). И майор с товарищами не только подавил огневые точки  противника и обеспечил прохождение колонны согласно графику, но и удержал «горячие головы» от желания «посмотреть, чего там?». Чем, наверное, и спас сослуживцев, т.к.  позиции врага иногда минировались и любопытные могли пострадать.

В воинской части, где служил Медведев, около 5 лет жила собака. Раньше пес постоянно катался с водителем, но во время одного из рейсов при обстреле грузовик не только «подавил» огонь противника, переворачиваясь не только «подавил» огонь противника, скатился с обрыва. Любовь к путешествиям у четвероногого сразу прошла...

Последние дни пребывания в Афганистане были очень опасными, с дороги уже были сняты многие посты. Автомобилистам дали задание развезти продукты (муку, крупу) подразделениям афганских вооруженных сил – союзникам наших войск. Душманы приходили в бешенство от этих гуманитарных обозов, они хотели уморить голодом правительственные войска Афганистана. Четыре рейса совершил майор Медведев практически без прикрытия, только потом его машины ушли в СССР. Все солдаты его подразделения вернулись домой практически «без царапин».

За доблесть и мгновенную реакцию, взятие на себя ответственности за жизнь людей под обстрелом, Александр Григорьевич Медведев был награжден орденом Красной звезды.

Вскоре он оказался в штабе округа в Одессе и попросил отправить его для дальнейшего прохождения службы в Приднестровье, в Молдавскую ССР. Но семья и квартира были в Крыму и боевому офицеру посоветовали не продолжать знакомство с географией Советского Союза, а возвращаться на обжитое место. Вскоре ему удалось из Восточного Крыма переехать на северо-запад, воинская часть располагалась рядом к «кольцом» на улице Симферопольской. «Менять» присягу на «украинскую» боевой офицер не захотел, продолжал службу в подразделении войск России. Когда принял должность командира батальона, ему присвоили звание подполковника. Отслужил Александр Григорьевич с 1968-го по 1995 год, его автомобиль исколесил Дальний Восток, Афганистан, Крым...

На интервью к юнкорам Александр Медведев пришел с дочерью и внучкой Полиной. Ему хорошо известно, какой ценой достается мир. И защищать его хоть ценой собственной жизни настоящий подполковник готов и сейчас – сил хватит!

Записали интервью Иван МАСЛОВ (МБОУ СШ №2), Маргарита КОВАЛЕВА (МБОУ «Гимназия №8»), «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории

Фото Софии Мотылевой, юнкора-эколога и А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».

Источник  http://my-evp.ru/iskolesit-afgan-bez-poter/28.11.2018



__________ _____________ __________ ______ ____ ______ ______________ __________ ________ ______ ________ _____ ________ _______ _____ _________ ____ ______ _____ ______ ___ __________ ____ _______ ______ ______ ______ ________ ______ ____ ________ ____ ________ _______ ______
Памятники и мемориалы
Пока мы помним прошлое - у нас есть будущее
Помним и гордимся ими