Заместитель
командира автобата майор Медведев Александр Григорьевич доставлял военные и
гражданские грузы от границы с СССР по всему Афганистану с июня 1987 года по 7
февраля 1989 год, и, кстати, в его подразделении никто из бойцов не погиб.
Близится
дата 30-летия вывода войск СССР из Афганистана. Юнкоры Эколого-биологического
центра Евпатории стараются взять как можно больше интервью у ветеранов и успеть
опубликовать как можно больше свидетельств очевидцев далеких событий. В
последнее воскресенье ноября 2018 года юным корреспондентам довелось
побеседовать с подполковником Медведевым – он находился на территории
Афганистана почти до официального вывода войск, до седьмого февраля 1989 года.
Александр
Григорьевич называет себя «москвач» — он родом из Подмосковья, из г. Егорьевска.
Сын участника Великой Отечественной войны Григория Константиновича Медведева, Александр
еще в школьные годы решил стать военным. Ему приходилось слышать «о войне»,
когда его отец встречался со своими братьями и родственниками. Между прочим, грамотный,
образованный Григорий Константинович вернулся из Германии домой только в 1948
году. Совершенно не повлияло на работу в побежденной фашистской Германии то
обстоятельство, что Григорий Константинович в 1944 году попал в плен к
гитлеровцам – никто его изменником или предателем не считал, и он трудился в
комиссии по репарациям. Это значит, что приходилось оценивать имущество, которое
могло возместить ущерб от действий фашистских оккупантов (к сожалению, лишь
материальный) в городах и селах Советского Союза... На двух консервных заводах города Одессы,
например, до восьмидесятых годов двадцатого века можно было обнаружить
оборудование сороковых годов из Германии. Может быть, и какой-то трамвай «тот» в
Евпатории был «из репараций».
Чтобы
приблизиться к своей мальчишеской мечте - стать летчиком, Александр занимался
спортом, легкой атлетикой, штангой. Вокруг были грибные места – он любил «тихую
охоту».
В
1967 году, после окончания десятилетки, «москвач» Медведев поехал поступать в
летное училище в Сызрань, но не прошел по конкурсу. Направление от военкомата
не помогло. Парню пришлось вернуться, но рядовым служить не пошел – военком
предоставил второй шанс настойчивому призывнику.
В
1968 году Александр Григорьевич стал курсантом общевойскового училища в г.
Баку, из Подмосковья уехал в Азербайджан. Прошло много времени, но подполковник
Медведев поддерживает отношения с однокурсниками. Учились все вместе: русские,
грузины, азербайджанцы… а «москвачей» было почти пятьдесят процентов в год
поступления Александра Григорьевича.
Если
б надо было одной фразой охарактеризовать обстановку в конце 60-х в Баку, то
наш собеседник бы ограничился словами: «Поражала доброта людей». А вот климат
Азербайджана курсанту не понравился, летом все «обожженное». Знал бы Александр Григорьевич, в каких
«обожженных» местах ему доведется служить!
В
1972 году он получил не только погоны лейтенанта, но и «гражданскую»
специальность - инженер по эксплуатации автотранспорта и тракторов, и сам
выбрал место дальнейшего прохождения службы – Приморский край, Дальний Восток. Сначала
была часть, расположенная в поселке городского типа Шкотово, потом местом службы
стал г. Советская Гавань. С берегов Каспийского – на берег Японского моря. Здесь
лейтенант Медведев нашел семейное счастье и узнал все о рыбных ресурсах Тихого
океана.
В
начале восьмидесятых годов армейская судьба перенесла офицера Медведева с
семьей в Крым, воинская часть находилась в поселке Советское, рядом с озером
Сиваш. И служил Александр Григорьевич до 1987 года. Слушал тех, кто уже побывал
и вернулся из Афганистана. И военная доля не обошла стороной – летом 1987 года
майор Медведев принял должность заместителя командира автобата на базе Баграм недалеко
от столицы Афганистана г. Кабула. Через дорогу от расквартированного
автомобильного батальона размещались
десантники. Им и всем другим подразделениям советских войск требовалось очень
много грузов. Медведев в колонне грузовиков совершал рейс за рейсом – через
весь Афганистан в Хайратон. Дорога занимала два дня. От границы с Родиной (ее
было прекрасно видно на противоположном берегу реки Амударьи) боеприпасы и
другие грузы перевозили в Кабул и другие города.
В
первый год пребывания в Афганистане Александру Григорьевичу досталось очень
ответственное поручение. Примерно раз в год караван грузовиков отвозил в Файзабад
- город на северо-востоке Афганистана - множество вещей, от спичек и солярки до
боеприпасов. Это был самый опасный маршрут по горам. Предыдущий караван во
время прохождения маршрута был обстрелян и среди бойцов автобата были раненые и
погибшие. Ответственность за новый караван (колонну машин и людей) возложили в
1987 году на офицера Медведева. Опасный путь прошли без происшествий.
Александра Григорьевича наградили орденом «За службу Родине» III степени. Это говорит о сложности задачи, с которой
справился офицер. И в дальнейшем все его сослуживцы возвращались из самого
дальнего рейса живыми и невредимыми, что говорит о дисциплине в подразделении,
ведь, зачастую водители подрывались на минах из-за минимального отклонения в
сторону на маршруте.
В
основном дорога грузовиков шла на Хайратон. Большой контраст был виден между
государствами даже из кабины грузовика, барханы пустыни на афганской стороне и
зелень рукотворных оазисов – на советской. Только водители автомашин так часто во
время службы могли хоть «одним глазком» взглянуть на мирную жизнь в родной
стране. Но опасность подстерегала водителей даже на самых проверенных участках,
несмотря на блокпосты вдоль дороги.
Уже
опытным «афганцем» на, казалось бы, знакомой дороге пришлось принять бой
Александру Медведеву. В колонне шло несколько подразделений, огонь на себя
приняли первые машины. Несмотря на то, что водители завешивали боковые стекла
кабины бронежилетами, крупнокалиберный
пулемет пробивал эту защиту насквозь. Два грузовика «ушли» в кювет, бойцы в них
погибли. КамАЗы Александра Григорьевича шли позже, и когда из-за обстрела караван остановился,
нужно было срочно принимать решение, ведь в горах быстро темнеет. Ждать помощи
было опасно потому, что неподвижные автомобили – прекрасная цель для противника.
И Александру Медведеву пришлось взять командование на себя. К тому же в колонне шли
две зенитные установки (прим. - эти
«спаренные» стволы «шайтан-машины» можно хорошо рассмотреть на мемориале Красная
Горка в Евпатории). И майор с товарищами не только подавил огневые точки противника и обеспечил прохождение колонны согласно
графику, но и удержал «горячие головы» от желания «посмотреть, чего там?». Чем,
наверное, и спас сослуживцев, т.к. позиции врага иногда минировались и любопытные
могли пострадать.
В
воинской части, где служил Медведев, около 5 лет жила собака. Раньше пес постоянно
катался с водителем, но во время одного из рейсов при обстреле грузовик не только
«подавил» огонь противника, переворачиваясь не только «подавил» огонь противника, скатился
с обрыва. Любовь к путешествиям у четвероногого сразу прошла...
Последние
дни пребывания в Афганистане были очень опасными, с дороги уже были сняты
многие посты. Автомобилистам дали задание развезти продукты (муку, крупу)
подразделениям афганских вооруженных сил – союзникам наших войск. Душманы приходили
в бешенство от этих гуманитарных обозов, они хотели уморить голодом
правительственные войска Афганистана. Четыре рейса совершил майор Медведев
практически без прикрытия, только потом его машины ушли в СССР. Все солдаты его
подразделения вернулись домой практически «без царапин».
За
доблесть и мгновенную реакцию, взятие на себя ответственности за жизнь людей
под обстрелом, Александр Григорьевич Медведев был награжден орденом Красной
звезды.
Вскоре
он оказался в штабе округа в Одессе и попросил отправить его для дальнейшего
прохождения службы в Приднестровье, в Молдавскую ССР. Но семья и квартира были
в Крыму и боевому офицеру посоветовали не продолжать знакомство с географией
Советского Союза, а возвращаться на обжитое место. Вскоре ему удалось из
Восточного Крыма переехать на северо-запад, воинская часть располагалась рядом
к «кольцом» на улице Симферопольской. «Менять» присягу на «украинскую» боевой офицер
не захотел, продолжал службу в подразделении войск России. Когда принял
должность командира батальона, ему присвоили звание подполковника. Отслужил
Александр Григорьевич с 1968-го по 1995 год, его автомобиль исколесил Дальний
Восток, Афганистан, Крым...
На
интервью к юнкорам Александр Медведев пришел с дочерью и внучкой Полиной. Ему
хорошо известно, какой ценой достается мир. И защищать его хоть ценой
собственной жизни настоящий подполковник готов и сейчас – сил хватит!
Записали
интервью Иван МАСЛОВ (МБОУ СШ №2), Маргарита КОВАЛЕВА (МБОУ «Гимназия №8»),
«Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории
Фото Софии
Мотылевой, юнкора-эколога и А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».
Источник http://my-evp.ru/iskolesit-afgan-bez-poter/28.11.2018